Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа"с.Койгородок
с.Койгородок, Республика Коми
  • Служба школьной медиации

    Цель службы школьной медиации: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

    Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

    Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтраль­ной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них.

    Медиатор - третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между кон­фликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собствен­ному соглашению. Медиатор службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне - за собственной обидой не за­быть о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отно­шений.

    Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта и в результате которого происходит заглаживание вреда и вос­становление отношений, внутриличностных статусов участни­ков конфликта. Таким образом, основная задача медиатора ­не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восста­новительному эффекту примирения и заключению договора.

    Восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости -  о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

    В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности  и общую встречу сторон с участием медиатора.

    Основные принципы восстановительной медиации:

    Добровольность участия сторон - стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

    Информированность сторон - медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

    Нейтральность медиатора - медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

    Конфиденциальность процесса медиации - медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.

    Ответственность сторон  и медиатора - медиатор отвечает за безопасность  участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам,   принять то или иное решение по существу конфликта.

    Самостоятельность служб медиации  - служба медиации самостоятельна в выборе форм деятельности и организации  процесса медиации.

    Вы можете обратиться в школьную службу медиации

    Если вы:

    1. Поругались или подрались;
    2. У вас что-то украли, вас побили, и вы знаете обидчика;
    3. Если вас обижают в классе;
    4. Произошли конфликты и т.д.

    Работа школьной службы медиации направлена на помощь учащимся школы в мирном разрешении конфликтов.

    Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном  участии двух сторон конфликта. То есть это мирный  путь разрешения конфликта, направленный на восстановление нормальных отношений.

    Люди, ведущие примирительную встречу не будут выяснять, кто виноват, не будут вас ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача - помочь вам   самим спокойно разрешить конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами. И вы  найдёте правильное решение.

    Мы ждём вас в  кабинете № 403. (кабинет профориентации).

    В школьных службах медиации медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

    а) учащиеся;

    б) педагогические работники образовательного учреждения;

    в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

    В школьную службу медиации обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.

    Медиаторами могут быть учащиеся, которые желают заниматься такой практикой и обучаются с 8 по 11 класс.

    В роли ведущих (медиаторов) под руководством взрослого куратора в службе школьной медиации работают ученики школы, которые проходят специальное обучение

    Работа школьников в роли медиатора:

    1. Способствует их личному росту;
    2. Способствует формированию лидерских качеств;
    3. Помогает в выборе будущей профессии.

    Участие учащихся в школьной службе медиации является принципиальным:

    1. Это даёт возможность улучшать взаимодействие и понимание не только в тех ситуациях, о которых стало известно взрослым, но и в той среде, куда взрослым доступа нет;
    2. Подросткам проще достичь доверия со сверстниками, т.к. они говорят друг с другом на одном языке;
    3. Для самих подростков-медиаторов работа в школьных службах медиации даёт хороший опыт, который пригодится в дальнейшей жизни.

    Что даёт участие в школьной службе медиации?

    Подростку совершившему правонарушение:

    1. Осознать причины своего поступка и их последствия;
    2. Принести извинения и получить прощение;
    3. Загладить причиненный вред;
    4. Вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения (в том числе в семье), которые возможно были нарушены в результате случившегося.

    Родителям:

    1. Помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.

    Потерпевшему:

    1. Избавиться от негативных переживаний и желаний отомстить;
    2. Убедиться в том, что справедливость существует.

    Зачем нужна школьная служба медиации?

    Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.).

    Администрации: Разрешить конфликт, вышедший за пределы школы, и восстановить отношения с родителями.

    Учителю: Обсудить проблемы поведения детей в школе в атмосфере сотрудничества и понимания.

    Учащимся: Научиться общаться с разными людьми, найти друзей и наладить отношения с учителями.

    Родителю (законному представителю): Найти аргументы и с помощью нейтрального посредника (медиатора) донести до педагогов свою точку зрения.

    Функционально-содержательная модель

    Модули

    Виды конфликтов

    Реализаторы

    Детская медиация

    (медиация ровесников)

    Ученик – ученик

    (ребенок – ребенок,

    ребенок – подросток,

    подросток – подросток)

    Обучающиеся 8 – 11 классов

    (специально обученные волонтеры-медиаторы)

    Школьная медиация

    Ученик – учитель

    Учитель – учитель

    Учитель – родитель

    Учитель – директор

    Родитель – родитель

    Специалисты, педагоги  прошедшие обучение.

    Восстановительная

    медиация

    Ученик – ученик

    Ученик – группа, класс

    Ученик – учитель

    Ученик – директор

    (ситуации с жертвой,

    криминальные ситуации)

    Специалисты, педагоги прошедшие обучение

    (2 модуля базового курса медиации и дополнительно восстановительный подход)

    Эффекты работы школьной службы медиации

    Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.

    Развивающий – навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту», способность договариваться.

    Воспитательный – ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.

    Профилактический – прогулов, неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики»           (и других дисфункциональных последствий конфликтов).

    Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.

    Общекультурный (гуманитарный) – усвоение ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie